В Кармакшинском районе Кызылординской области в 16 км к северо-востоку от села Тагай, находиться уникальный памятник архитектуры VII-VIII века мавзолей Сырлытам.
О точной датировке мавзолея нет прямых свидетельств, однако, ученые утверждают, что о ней красноречиво говорят его архитектурные особенности. Это типичный однокамерный портально-купольный мавзолей с шатровым покрытием. Внутренний купол сфероконический, внешний имеет форму восьмигранной пирамиды, установленной на невысоком восьмигранном барабане. Портал не слишком объемный, зрительно и конструктивно он скорее имеет характер развитой стены главного фасада со стрельчатой арочной входной нишей. Этот мавзолей – один из «той особой группы среднеазиатских мавзолеев, которые характеризуются наличием приподнятого на барабане шатрового купола свидетельства кропотливых архитектурных исканий северотуркестанских строителей.
Сырлытам построен из, обожжённого кирпича, в архитектурном плане он имеет размеры 10×11 м, сохранившаяся высота здания 9 м. Переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи угловых арок . Затем при помощи диагонально выступающих кирпичей-консолей в углах восьмерика осуществлён переход сразу к кругу купола. Купол мавзолея был двойной, с шестнадцатигранным барабаном, к сожалению до нашего времени он не сохранился.
Мавзолей имеет два входа — с южной из северной стороны. Центральный вход (с южной стороны) был оформлен порталом со стрельчатой аркой . Пештак главного фасада декорирован П-образным пояском из майоликовых плиток. Окна барабана, выложенные методом ложного свода, имеют стрельчатую форму. На основании изучения строительных материалов и архитектурных приемов применяемых при постройке, ученые относят мавзолей Сырлытам к памятникам золотоордынского периода.
Сырлытам - уникален, так как мавзолеев золотоордынского времени с уцелевшими, необрушенными куполами и барабанами осталось совсем немного, и те памятники, где хотя бы остатки этих конструкций сохранились в достаточной степени для того, чтобы судить об их первоначальном облике, представляют особую ценность. На территории Казахстана есть ещё один мавзолей относящийся к этому периоду, он находится в 25 км к югу от поселка Инкардарья, на берегу сухого русла протоки с тем же названием. По своим архитектурным особенностям эти мавзолеи очень похожи, оба представляют собой однокамерные портально-купольные сооружения, и принципиальное отличие их друг от друга заключается только в конструкциях купольного перекрытия. Мавзолей расположенный на реке Инкардарья перекрыт одинарным сфероконическим куполом на невысоком круглом барабане.
Историческое и культурное значение двух уцелевших золотоордынских мавзолеев Восточного Приаралья усиливается тем, что благодаря высокой степени сохранности они дают достаточно полное представление о двух основных типах мавзолеев знати этого периода.
Примечательно, что расположенные на значительном удалении друг от друга, оба они имеют одинаковое название – Сырлытам. Казахский археолог М. К. Сембин, анализируя значение некоторых наиболее часто встречающихся названий архитектурных памятников, писал: «С декоративной росписью в интерьере, резной терракотой в облицовке фасадов следует связывать, в частности, Сырлытам (сырлы – расписной, расписанный). Мавзолеев с таким названием в Казахстане несколько и расположены они в различных районах страны (Акмолинская, Костанайская, Кызылординская области)». Нарицательные наименования, как правило, появляются у мавзолеев, утративших собственное имя, т. е. в случаях, когда история не сохранила до наших дней имена тех, кто в них похоронен.
Время и деятельность человека не щадит древние памятники, к сожалению это относится и к мавзолею Сырлытам. В середине 20-го века мавзолей был частично разрушен. По утверждению метсных старожилов, кровлю мавзолея случайно снесли тросом промышлявшие здесь трактористы предприятия по заготовке саксаула «Узбекторга». Однако стены остались целыми и невредимыми. В начале 2000-ных годов памятник истории и культуры был реконструирован. После реставрации Сырлытам вновь обрел свой первозданный вид.
Источник: culturemap.kz
В 20-30 минутах езды от города Атырау, находиться уникальный государственный музей заповедник “Хан Ордалы Сарайчик".
Место захоронения великого казахского поэта 19 века, вольнодумца и вдохновителя восстания Махамбета Утемисова находиться в Индерском районе Атырауской области.
Атырауская область богата на архитектурные памятники культуры, одним из таких памятников по праву считается Мавзолей Жубана.
Сенекский заповедник является памятником архитектуры 17 - 20 веков, он представляет собой некрополь состоящий из нескольких погребальных сооружений, а также старинной мечети.
В самом центре города Атырау на улице им.Исатая Тайманова буквально в нескольких шагах от главной площади, находится один из самых старых и красивых городских памятников архитектуры - Успенский Собор.
Одно из ведущих мест в культурной жизни не только города Атырау и всей Атырауской области принадлежит Казахскому драматическому театру имени Махамбета Утемисова.