Урочище Койбагар находится в предгорной части Северного Каратау на высоте около 700 метров над уровнем моря, недалеко от входа в живописное ущелье Каракуыс, пороше густыми зарослями дикой яблони, урюка, боярки и карликовой вишни. Урочище в меридиональном направлении рассечено забитым валунами руслом некогда бурной горной реки Каракуыс, ныне сохранившей лишь небольшую часть былой мощи.
Наскальные изображения расположены на трех сопках (Койбагар I, II, III), вытянутых уступами вдоль ущелья, перпендикулярно главной оси яр. Больной Каратау. Эти сопки представляют собой плосковершинные останцы, покрытые четвертичными делювиально-пролювиальными отложениями. Древние рисунки выбивались на поверхности глыб и мелких обломков гранатовых сланцев, сцементированных суглинками.
Основная масса наскальных изображений сгруппирована на южных, юго-восточных и восточных склонах останцев, на камнях с относительно ровной поверхностью и сильной латинизацией. Самая большая к ущелью сопка Койбагар I находится в 8 км юго-западнее центральной усадьбы совхоза Сызган Сузакского района Чимкентской области.
С востока, севера и юга обрамлена другими валами и сопками, с которыми соединяется слабо выраженными перешейками, размытыми весенними водами. Сопка Койбагар II расположена северо-западнее предыдущей и отделена от нее небольшым ущельем, по дну которого проложена дорога из совхоза «Сызган» в ущ.Каракуыс. Сопка Кобагар III одиноко возвышается среди равнины, и ее трапециевидный силуэт виден издалека.
Она находится в 700 м к северо-западу от Койбагара II . Между ними лежит долина, по дну которой протекает ручей, берущий начало в ущ.Каракуыс. Сопка Койбагар I вытянута с севера на юг на 820 метров, ее ширина в разных участках колеблется от 50 до 80 метров, а высота составляет 70 метров. На Койбагар I обнаружен 321 камень с гравировками, насчитывающими 817 отдельных изображении и сцен. Для удобства обработки все камни условно разбиты на три группы.
Отсчет изображений начат с юго-западной части сопки от белой гряды, образованной светлыми валунами. Сразу за ней начинается первая группа гравировок, включающая первые 50 изображений. Вторая, наиболее многочисленная группа отделена от первой 20-метровой полосой с небольшими и неудобными для гравировки камнями. Эта группа тянется по юго-восточному склону до следующего участка, не имеющего изображений.
Около 40 камней с изображениями расположены на западных склонах сопки, в основном в ее южной части. Среди петроглифов преобладают одиночные изображения животных: козлов, архаров, кабанов, верблюдов, лошадей. Много изображений человеческих фигур. Композиции просты этот изображения людей, ведущих на поводу верблюдов, фигуры лучников конных и пеших. Во второй и третьей группах находится валуны со сложными композициями.
На одном изображены в центре крупных бык., судя по форме рогов, домашний, над ним справа человек и рядом фигуры разных животных. Среди гравировок много сцен с участием людей и верблюдов. Верблюды показаны в окружении других животных либо идущими на поводу. Характерным сюжетом являются сцены охоты пеших лучников с собаками и загона собаками козлов. Сцена загонной охоты с помощью собак своего рода канонизированный сюжет.
Она в гравировках с сопками Койбагар I повторяется 10 раз. Подобные изображения выполнены с особой любовью и тщательностью: видны раскрытые пасти у собак, показано что собаки настигли козлов. Изображение колесницы - не единичный случай в петроглифах Койбагара. На сопке Койбагар I обнаружено 9 рисунков с колесницами, в двух из них просматриваются в упряжи лошади.
Все изображения даны в плане. Колесницы имеют по два колеса, в каждом из колес обозначено по четыре спицы. На многих повозках отчетливо показано дышло и поперечный брус - ярмо. Видное место в гравировках Койбагар I помимо животных занимают люди. Они показаны держащими на поводу животных, чаще верблюдов, реже лошадей, стреляющими из лука в козлов, архаров.
Типичным является изображение мужской фигуры в фас с подчеркнутым признаком пола и расставленными в стороны руками. Изображение оленя в этой группе единично. Отмечен один изящно выбитый рисунок мыши. Всего на сопке Койбагар I зафиксировано изображений: козла - 358, собаки - 60, верблюда - 65, лошади - 51, архара - 6, тура - 1, кабана- 8, короткорогого быка - 3, мыши -1, оленя - 1, колесницы - 9, очкообразного знака -12, сцен загонной охоты с применением собак - 10, сцены сражения пеших воинов, вооруженных палицами,- 2.
Многие сцены и отдельные изображения имеют как сопутствующий образ очкообразный знак. Иногда это прямая линия с кольцами по краям; в некоторых случаях по краям выбиты сплошные круги; изредка внутри колец обозначены точки. Такие знаки высечены на валунах отдельно или же являются частью композиции, где они находятся рядом либо вверху над фигурами животных и людей.
Очкообразные знаки отличаются сильной патинизацией и нередко сливаются по цвету с породой камня. Как будет показано далее, такие знаки широко распространены в петроглифах Каратау и других степных районов Казахстана и Средней Азии. В художественном отношении гравировки не равноценны. Лучшие из них выполнены мастерски, отличаются редким динамизмом и экспрессией.
Таковы в особенности сцены загонной охоты с помощью собак. Сопка Койбагар II также вытянута перпендикулярно основному хребту и имеет длину 340 м, ширину 50 М. По высоте она равна сопке Койбагар I. Большая часть изображений расположена на камнях юго-восточных склонов сопки, хорошо заметных с дороги.
В количественном отношении камней с петроглифами здесь меньше - 180.
На сопке Койбагар II зафиксировано следующее количество изображений: человека-31, козла - 196, лошади - 35, верблюда - 39, собаки - 32, архара - 5, тура - 2, оленя - 3, очкообразного знака - 4, колесницы - 2, сцены погони собак за козлами - 8, сцены загонной охоты с участием лучников - 2, сцены сражения с участием пеших воинов, вооруженных палицами - 1.
Сюжеты и отдельные гравировки в петроглифах Койбагара II во многом похожи на изображения с сопки Койбагар I. Это фигуры козлов, верблюдов, колесниц. Здесь обнаружено несколько редких сцен. Наибольшую ценность представляют сцены сражения пеших лучников, загонной охоты, погони собак за козлами, а также колесницы. На камне 25 высечена картина боя: «хвостатые» пешие лучники с подчеркнутым половым признаком стреляют с колена друг в друга; выше - пеший воин уносит с поля боя раненого; по краям - еще несколько лучников, стреляющих с колена в сторону; перпендикулярно основной композиции вверху - фигура тура.
У людей отчетливо виден выступающий нос. Очень выразительна сцена загонной охоты. Изображена охота на козлов и архаров с участием пеших лучников и собак. Фигуры расположены в разных плоскостях. Две крайние слева собаки вцепились в убегающих козлов. Одна из собак набросилась на козла спереди и вцепилась ему в морду.
В этого же козла целится пеший лучник. В нижней части камня высечены бегущие козлы, вверху - лучник, справа - лежащий человек с подогнутыми ногами. Вся композиция - высокохудожественное произведение. На сопке Койбагар 11 есть и два изображения колесницы. Особый интерес представляет высеченная на валуне дышловая колесница, запряженная двумя верблюдами.
Неоднократно среди других гравировок на сопке Койбагар II обнаружены очкообразные знаки. Сопка Койбагар III самая крупная по размерам. Длина ее с севера на юг 920 м, высота 60 м, а ширина в центральной части 150 м. Сопка покрыта небольшими камнями, в ее северо-восточной части на вершине обнаружен могильник эпохи бронзы. В отличие от двух описанных местонахождений здесь много камней, не имеющих следов патинизации.
Отдельные валуны с гравировками лежат у подножья сопки, часть из них находится у дороги, ведущей в поселок Сызган; некоторые камни с изображениями были использованы как строительный материал при сооружении местными жителями временных загонов для скота. Эта сопка оказалась самой богатой по количеству петроглифов. Отсчет камней начат с юго-западной части сопки на северо-восток по юго-восточному склону.
Так как никаких ориентиров для деления всех камней с петроглифами на отдельные группы нет, то учет по группам является условным. Первые 250 камней расположены по склону до уровня кошары, находящейся у подножия сопки. Несколько десятков камней с гравировками разбросаны на северном склоне. В дальнейшем отсчет вели с севера на юг по противоположному склону сопки.
Состав петроглифов Койбагар III таков: людей - 166, козлов - 555, верблюдов - 125, лошадей - 100, собак - 52, туров - 22, быков - 9, волков - 4, кабанов - 1, оленей - 7, архаров - 2, очкообразных знаков - 7, сцен загонной охоты с собаками - 24, сцен охоты с участием лучников - 2, сцен сражений с участием пеших воинов, вооруженных палицами - 10, колесниц - 11, непонятных изображений - 350.
Как и в петроглифах сопок Койбагар I и II тут преобладают изображения козлов, а затем примерно в одинаковом количестве следуют изображения верблюдов, людей и лошадей. Большинство петроглифов с сопки Койбагар ПI, судя по сюжетам, стилю и технике выбивки одновременны описанным выше. Как и в петроглифах сопок Койбагар I и II, здесь самый распространенный сюжет - сцена загонной охоты на козлов с помощью собак.
В петроглифах Койбагара III найдено самое большое количество изображений колесниц - 11. В четырех случаях в упряжи видны лошади, в одном - верблюд. Это единственное профильное изображение колесницы, остальные - в плане. В большинстве случаев. В колесницах четко видны дышла, в некоторых случаях - вожжи. Не все изображения хорошо сохранились.
Профильное изображение колесницы с верблюдом едва различимо на фоне камня, поскольку оно по цвету сливается с породой валуна. Некоторые изображения хотя и имеют сильную патинизацию, но благодаря глубокой выбивке хорошо различимы. Такова гравировка с колесницей на сопке Койбагар III. Там же на камне запечатлена сложная и уникальная композиция.
В верхней части размещены более 20 переплетающихся между собой фигур козла, человека, собаки; ниже и в центре изображен человек, запрягающий в колесницу двух лошадей. Это единственная известная нам среди петроглифов СНГ подобная сцена. В отличие от гравировок с сопок Койбагар I и II, в петроглифах Койбагара III зафиксировано большое количество сцен сражения и охоты, в которых участвуют люди, вооруженные палицами.
Таких композиций 12. В стилистическом отношении эти гравировки не составляют устойчивого канона, в отличие от сцен загонной охоты. На камне 118 запечатлена картина схватки людей. В центре всей композиции - двугорбый верблюд. За повод, тянущийся от него, ухватились два человека. Передние ноги верблюда спутаны. Над ним изображены шесть человек, вооруженных палицами.
Они занесли палицы над головами своих противников. Справа показаны еще два человека с дубинами и человек, изображенный вверх ногами. Он бьет по голове одного из воинов. Внизу под верблюдом различима та же сцена схватки двух человек. Слева еще фигуры двух воинов с палицами и фигура небольшого верблюда. Характерными для петроглифов Койбагара III являются гравировки с изображением мужчин-лучников, у которых хорошо просматриваются колчаны.
Обращает на себя внимание тот факт, что на сопке Койбагар III выбито довольно много (22) диких быков-туров. Некоторые гравировки туров отличаются большими размерами (до 70 - 80 см). Изобразительные приемы древних художников разнообразны. Тут и любовно высеченные силуэтные фигуры козлов, туров и людей в фас, и колесницы, данные в плане. В некоторых рисунках отчетливо проступают мотивы орнамента.
На камне 233 высечены фигуры отдельных животных, соединенные ломаной линией. Фигура каждого изображения является продолжением предыдущей; в целом все они образуют своеобразный узор, состоящий из силуэтов верблюдов, туров, козлов. В гравировках Койбагара III, как и в других местонахождениях, присутствуют все те же загадочные очкообразные знаки. Несколько слов о технике выбивки наскальных изображений.
В петроглифах всех трех групп Койбагара господствует силуэтный стиль рисунка. Он составляет свыше 90% общего количества изображений Койбагара, насчитывающих 2779 сцен и отдельных рисунков. Силуэтные изображения делались главным образом тремя техническими приемами: мелкоточечной и крупноточечной выбивкой и резьбой. Для наиболее художественных произведений применялась предварительная разметка резцом контуров будущих сцен и изображений.
В самых крупных фигурах вначале выбивался контур, а затем выбивкой заполнялся весь силуэт изображения. Существовал еще прием шлифования, или протирки, в результате которого выравнивалась поверхность выбитых точечной техникой фигур. Нередко про шлифовка выступала и как самостоятельный технический прием изготовления рисунка, но в таком случае ей предшествовала резцовая разметка силуэта изображения.
Подсчитать процентное соотношение указанных выше технических приемов практически невозможно, ибо многие рисунки изготовлены не одним, а двумя и несколькими приемами. Наблюдения над петроглифами Койбагара показывают, что техническое многообразие приемов силуэтного изготовления наскальных изображений не поддается хронологическому членению.
Сравнительно редко на Койбагаре применялся другой технический прием - контурная выбивка или резьба. Изображения, выбитые в этой технике, далеко не всегда более поздние. Они в ряде случаев составляют композиционно единые сцены с силуэтными рисунками, но в целом контурные гравировки не характерны для основной массы петроглифов Койбагара. Значительная часть наскальных изображений всех трех групп перекрыта более поздними выбивками.
Многие из них подражают древним изображениям или же сделаны по контуру древних, как бы подновляя старые гравировки. Но поздние изображения почти всегда легко отличить не только по цвету патины, но и по более грубой технике выбивки. Различна и глубина гравировок. Так, в основной массе древних петроглифов она колеблется от 1 до 3 мм, в поздних изображениях - от 5 до 9 мм.
Источники : Книга «Петроглифы хребта Каратау», авторы М.К.Кадырбаев, А.Н. Марьяшев.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
Сарыарка — Степи и озёра Северного Казахстана — первый природный объект Всемирного наследия в Казахстане . Внесён в список 7 июля 2008 года на 32-й Сессии Комитета Всемирного наследия в Квебеке, Канада.
Улытау (каз. Ұлытау) — массив невысоких гор на юго-западе Казахского мелкосопочника.
Национальный парк расположен в интервале высот от 600 до 4540 м над уровнем моря.
«Алтын-Эмель» — государственный национальный природный парк в долине реки Или на территории Алматинской области Казахстана.
Аксу-Жабаглинский государственный природный заповедник (каз. Ақсу-Жабағылы мемлекеттік табиғи́ қорығы) — первый заповедник в Казахстане