Петроглифы Сауыскандык
Памятники природного наследия
0 / 0 отзывов
Кызылординская область
Описание

В 2003 - 2004 годах в результате археологической разведки в горах Бала-Саускандык, расположенных в Северо-Западной части хребта Большой Каратау С.Мургабаевым было зафиксиро­вано большое скопление петроглифов на берегах реки Саускандык.

 В 2005 - 2006 годах были опублико­ваны короткие сообщения о данном открытии, в которых авторы статей говорили о наличии в этой местности 5 больших групп наскальных рисунков. З.Самашев, участво­вавший в предварительном обследовании данного местонахождения, назвал его одним из самых пер­спективных и интереснейших в истории изучения петроглифов Казахстана.

В 2007 году сотрудниками отдела по изучению первобытного искусства и ранних кочевников Ин­ститута археологии им А.Х.Маргулана МОН РК под руководством к.и.н. З.Самашева и к. и. н. И.Швец, при финансовой поддержке германского фонда Герды Хенкель, в районе гор Бала- Саускандык была проведена археологическая экспедиция по изучению и документации петроглифов данной местности.

Горы Бала-Саускандык расположены в Северо-Западной части хребта Большой Каратау на тер­ритории Шиелийского района Кызылординской области. Близлежащие железнодорожные станции Шиели и Яны-Курган находятся в 60 км от местонахождения петроглифов.

Результатом работы экс­педиции явилось выявление и систематизированное исследование (фиксация, описание, копирование, фотографирование и картографирование) четырех групп петроглифов вдоль склонов гор Бала-Саускандык на левом берегу реки Саускандык на протяжении примерно 7 километров.

В результате разведки было выяснено, что петроглифы находятся на горных склонах вдоль правого берега упомянутой реки. Технологическое исполнение рисунков Саускандык сильно варьируется: в основном представ­лена техника пикетирования - выбивка рисунка за счет нанесения на скальную поверхность точек различного размера и глубины, что, скорее всего, было связано с рабочим инструментом и его пока­зателями.

Часть рисунков, имеющих миниатюрные размеры и отличающихся своей грациозностью, выполнено техникой процарапывания, которая, видимо, предусматривала наличие металли­ческого рабочего инструмента.

Имеются рисунки, выбитые только по контуру или комбини­рующие технику пикетирования с элементами выбивки по контуру. Подобный прием не является признаком незаконченности или неряшливости в исполнении рисунка, а служит воплощением изобразительной идеи.

Визуально это придавало некоторым рисункам эффект выпуклости или барельефности. При исполнении ряда зооморфных фигур была применена так называемая скелетная/эскизная выбивка, когда корпус животного был разделен прямыми, перпендикулярными, горизонтальными или косыми линиями.

Абсолютно новым для рисунков Южного Казахстана можно считать способ выбивки корпуса животного (в основном, быков) по контуру, возможно, с дальнейшим выскабливанием и полированием, изображение тела животного и исполнение на нем в технике барельефа одного или нескольких кругов-лунок.

Интересными и редкими экземплярами являются незаконченные фигуры животных, позволяющие проследить технику нанесения рисунка. Так, некоторые хорошо узнаваемые части тела животного (в основном, верблюдов) - шея и голова, ноги и т.д. - демонстрировали по контуру еле заметный современному зрителю, легко  оцарапанный контур фигуры, который в дальнейшем должен был быть заполнен выбивкой в соответствующей технике.

Характеризуя методику нанесения рисунков местонахождения Саускандык, необходимо отметить, что трудно привязать какую-либо из них к определенному культурному-временному пласту. Видимо, в отличие от стиля изображений, техника нанесения рисунков на скалах не была столь канонизирована и не может являться датирующим фактором.

Рисунки местонахождения Саускандык демонстрируют некоторую симпатию художников эпохи ранних кочевников к технике процарапывания и выбивки по контуру. Это один из случаев фиксации своеобразного канона в технике исполнения или же это связано с излюбленными материалами скифо-сакских племен эпохи раннего железа Центральной Азии - кость, дерево, органика, более приспособленных к вышеназванной технике выполнения рисунка.

Дальнейшее изучение технико-стилистических признаков, микротопографии, сюжетно-стилистический анализ позволят, в ряде случаев, в рамках единой исторической эпохи, вычленить более ранние, поздние и промежуточные пласты изображений.

Анализируя технику исполнения петроглифов местонахождения Саускандык, необходимо отме­тить, что на данном памятнике были зафиксированы рисунки, размеры которых достигают 2 - 4 метра, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центрально-азиатского на­скального творчества.

Несмотря на огромные размеры, данные образы (в основном, лошади и быки) имеют очень плохую сохранность по сравнению с остальной массой рисунков. Вышеизложенное по­зволяет сделать предположение, что данная группа петроглифов гор Бала - Саускандык хребта Каратау, возможно, одна из самых древних.

Видовой состав изображенных животных, техника испол­нения рисунков и их сохранность позволяют датировать их поздними периодами эпохи камня (не­олит-энеолит). Для большей части петроглифов характерна натуралистическая манера изображения-образы легко узнаваемы и реальны.

Антропоморфные и зооморфные фигуры, в основном, лишены синкретизма и «ряжености». Сопутствующая атрибутика идентифицируется за счет параллелей их археологического материала.

Кроме этого, зафиксированы образы человека в масках с ритуальными жезлами, «хоровод женщин с бубнами» (?), роженицы, сцены совокупления, колес­ницы и повозки. Основной репертуар петроглифов находит четкие иконографи­ческие и стилистические параллели в наскальном искусстве Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Алтая и Сибири и поддается датировке.

Источник:
«Некоторые итоги изучения местонахождения петроглифов Саускандык в Южном Казахстане». И.Н.Швец, З.С.Самашев, С.Мургабаев, М.В.Бедельбаева.  Журнал «Вестник КарГУ». 2008.

 

Литература:
Археологическая карта Казахстана. - Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1960. - 485 с. КадырбаевМ.К., МарьяшевА.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. - Алма-Ата: Наука, 1977. - 272 с.Рогожинский А.Е., Аубекеров Б.Ж., Сала Р. Памятники наскального искусства. Центральной Азии. Памятники Казах­стана. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. - Алматы, 2004. - С. 45 - 92. Мургабаев С. Каратаудын тастагы суреттері (Шиелі, Жанакорган аудандарынын материалдары бойынша) // К.А.Яссауи атындагы Халыкаралык казак-турік университетінін Хабаршысы. Когамдык гылымдар сериясы. - 2005. - № 5. – 120 - 126-б. Мургабаев С., Елеуов М., Самашев З. Петроглифы Большого Каратау.Вестник КазГУ. Сер. истор., 2006. - № 3 (42), - С. 68 - 73. Самашев З.С. Петроглифы Казахстана. - Алматы, 2006. - 137 с. Самашев З.С. Наскальные изображения Казахстана. Материалы междунар. науч. конф. «Кадырбаевские чтения». - Актобе, 2007. - С. 165 - 168..


Отзывы
0 / 0 отзывов
оставить отзыв
Смотрите также
0 / 0 отзывов
Памятники природного наследия

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

0 / 0 отзывов
Памятники природного наследия

Сарыарка — Степи и озёра Северного Казахстана — первый природный объект Всемирного наследия в Казахстане . Внесён в список 7 июля 2008 года на 32-й Сессии Комитета Всемирного наследия в Квебеке, Канада.

0 / 0 отзывов
Памятники природного наследия

Улытау (каз. Ұлытау) — массив невысоких гор на юго-западе Казахского мелкосопочника.

0 / 0 отзывов
Памятники природного наследия

Национальный парк расположен в интервале высот от 600 до 4540 м над уровнем моря.

0 / 0 отзывов
Памятники природного наследия

«Алтын-Эмель» — государственный национальный природный парк в долине реки Или на территории Алматинской области Казахстана.

0 / 0 отзывов
Памятники природного наследия

Аксу-Жабаглинский государственный природный заповедник (каз. Ақсу-Жабағылы мемлекеттік табиғи́ қорығы) — первый заповедник в Казахстане