Таинственная пещера Коныр-Аулие
Святые места
0 / 0 отзывов
Восточно-Казахстанская область
Описание

Это место в Абайском районе известно всем, кто, отчаявшись продлить свой род, решился попросить об этом загадочные силы, притаившиеся в темных сумерках пещеры Коныр-Аулие.

Все, что известно об этой пещере, похоже и на быль, и на миф одновременно. Взять хотя бы название. Говорят, в Казахстане существуют три пещеры, именуемые Коныр-Аулие («аулие» – святое, святой). По преданию трое святых предсказателей не попали в Ноев ковчег – мест уже не было. Тогда, сделав плот, они привязали его к кораблю. Однако во время бури плот наткнулся на риф и оторвался. Трое предсказателей оказались на бревнах, на которых и спаслись, но их разбросало в разные стороны. Пос­ле спада воды каждый из них основал на земле священное место. Такова легенда...

С древних времен люди у Коныр-Аулие вели себя особенно, соблюдая чистоту, как в храме. Огромной была и остается популярность исцеляющей силы этой пещеры при бесплодии, семейные пары приходят сюда просить продолжения рода. Правда, ритуал требует, чтобы оставалась ночевать внутри пещеры только женщина. Здесь под темными сводами раскинулось подземное озеро, которое дарит новую жизнь всем в нем искупавшимся, чудотворно дейст­вуя на здоровье. По преданию у озера залечивали свои раны казахи пос­ле кровопролитных боев. Вода настолько холодная, что конечности может сразу стянуть судорогой, нестерпимо ломит кос­ти. И при этом нужно не просто помочить ноги, а окунуться в этот жидкий лед с головой от трех до семи раз! 

Сведения об этой пещере восходят к далекой древности, но впервые научно она исследована и описана в начале ХХ века. Писал об этой пещере и Мухтар Ауэзов в своем романе «Путь Абая». В архиве есть исторический документ «Записки Семипалатинского подотдела императорского Русского гео­графического общества», датированный 1912 годом. В этом номере журнала привлекает внимание статья чиновника Брюханова, который описал озеро и пещеру: «За Чингизским хребтом, обогнув с севера-запада подножие горы Актас и выйдя к речке Чаганка, можно увидеть вход в пещеру Коныр-Аулие. Хребет Актас («Белый камень») состоит из белой известковой породы и вполне оправдывает свое название: издалека заметен на зеленом фоне благодаря белизне своих вершин.

Вход в пещеру настолько узкий, что человек может пройти только боком. Высота расщелины – чуть более двух метров. Но метра через полтора входящий попадает на просторную площадку. Дно пещеры покрыто черными острыми и скользкими камнями, по которым надо пройти. Происхождение пещеры покрыто мраком, таким же плотным, какой встретит вас в самой пещере.


Заходишь – и берет оторопь от нависших над тобой огромных каменных глыб. К некоторым из них можно прикоснуться руками, другие находятся высоко вверху. Начиная от входа угол наклона уходит на 50 градусов. 

Дальше дно пещеры покрыто огромными камнями. В десяти метрах от входа лежит каменный идол – каменная баба. «Калмак» – называют эту фигуру местные жители. Еще дальше, слева, второй сверток пещеры, в конце которого малое подземное озеро. Но это лишь подступы к большому.

Справа от входа расположена главная пещера. Осторожно шагаешь под каменными глыбами почти полторы сотни метров, прежде чем перед тобой появляется небольшое блюдце-озеро с чистейшей голубоватого цвета водой – это то самое таинственное озеро. Его примерные размеры – 17–18 на 12–15 мет­ров. Озеро глубокое (его глубина дос­тигает 5 метров), и вода в нем удивительной чистоты. На вкус сильно отдает известью. А еще она холодная до лязга зубов (всего +4 градуса), но люди все же окунаются, веря в особые целебные свойства этой воды. В пещере круглый год постоян­ная температура, примерно +7 градусов.

На расстоянии около 50 мет­ров от берега озера свод пещеры опускается очень низко над водой (всего до 40–50 см). Далее этой отметки никто из местных никогда не был. За ним открываются два зала, после которых ходы уходят дальше, сужаясь в некоторых местах. Оно полнос­тью не исследовано, ибо уходит под пещеру еще дальше. Это видно через маленькие узкие своды, в которые еще не удалось проникнуть».

Пещера в наши дни стала мес­том паломничества. Говорят не только об обретении женщинами возможности счастья материнства, но и об исцелениях от наркомании и алкоголизма. Научно это обосновать вряд ли получится. Разве что всепобеждающей силой внушения. Плюс здесь явно играет свою роль метод шоковой терапии, когда организм, попадая в стрессовую ситуацию – ледяную воду, включает на полную катушку резервный запас, доселе мирно дремавший где-то в глубинах сознания. 

Интересно, что при постоян­ной температуре внутри пещеры участники даже одной паломнической группы по-разному описывают ощущения при купании: кого-то сковывает ледяной холод, а кто-то описывает это как погружение в кипяток, после которого тело буквально «горит».

Как бы то ни было, но людям посещение озера идет только на пользу. У подножия горы расположены домики для ночевки, где паломники могут совершить обряд очищения перед входом в пещеру и остаться в этом домике ночевать. Природа вокруг этих меловых скал очень красивая. Здесь особая духовная атмосфера, кругом бескрайний простор. Каждый побывавший в пещере, да и вообще в этих местах, уносит с собой мир и спокойствие в душе.

Вошло это место и в историю. Если говорить о местном крае­ведении, то из уст в уста передается реальный рассказ о событиях 1958 года, когда Семипалатинский испытательный ядерный полигон уже существовал, но был строго засекречен. Поэтому произошедшее напоминает жуткую историю о перевале Дятлова, во всяком случае ее начало. Группа студентов под руководством своего преподавателя во время безобидного похода вошла в попавшуюся на пути пещеру. И вдруг мимо них пролетел большой филин и скрылся в глубине пещеры. Удивившая краеведов птица, как оказалось, спасла их. Буквально через несколько минут на полигоне прогремел взрыв такой силы, что вход в пещеру был завален куском скалы.

Начавшуюся панику остановил преподаватель, который уверенно предположил, что филин явно знал, куда лететь, и нужно следовать за ним. И действительно – уже скоро ребята увидели пучок солнечного света, пробивавшийся через расселину в скале, ведущую наружу. У входа их ждали военные, немало поразившиеся тому, как местные жители могли оказаться на закрытой территории… Четверть века назад, 29 августа 1991 года, указом нашего Президента ядерные испытания на священной земле Абая были запрещены раз и навсегда...

А это уже – легенда, но настолько красивая, что хочется в нее верить. Старожилы бережно передают потомкам предание о том, что именно на одной из вершин Чингистау «Сотрясатель Вселенной» был поднят на белой кошме и провозглашен ханом, после чего и получил новое имя – Чингисхан. Никто не знает, где точно расположена могила великого Темуджина, но, по мнению аксакалов, погребен был полководец здесь, на дне целебной пещеры Коныр-Аулие. Одно из преданий гласит, что под толщей воды есть потайная дверь, за которой скрыта главная пещера, ставшая склепом, последним местом упокоения загадочного хана. Возможно, «…вблизи чингизских гор его могила…»

Отзывы
0 / 0 отзывов
оставить отзыв
Смотрите также
5 / 1 отзыв
Святые места

Арыстан-Баб — известный религиозный мистик ХІІ века, легендарный святой, почитаемый в Центральной Азии, с его именем связано множество легенд.

5 / 4 отзыва
Святые места

Это памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз.

5 / 1 отзыв
Святые места

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный на юге Казахстана в городе Туркестане, - удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годов.

5 / 0 отзывов
Святые места

Байдибек Карашаулы (даты рождения и смерти неизвестны) жил в XI-XII веках в окрестностях Восточного Каратау, умер в нынешнем Алгабасском районе, возле конезавода «Актас», похоронен на берегу реки Балабоген.

5 / 2 отзыва
Святые места

Мавзолей Домалак-Ана является уникальным архитектурным памятником Южного Казахстана. Памятник расположен в Южно-Казахстанской области, на южном склоне Каратау, в долине реки Балабоген.

0 / 0 отзывов
Святые места

Акмечеть (Белая мечеть) - ансамбль памятников имеющих не только историческое и художественное, но большое духовное значение.