Мавзолей Байдибек Карашаулы
Святые места
5 / 0 отзывов
Южно-Казахстанская область
Описание

Байдибек Карашаулы (даты рождения и смерти неизвестны) жил в XI-XII веках в окрестностях Восточного Каратау, умер в нынешнем Алгабасском районе, возле конезавода «Актас», похоронен на берегу реки Балабоген. Сохранилась установленная еще в древности гробница с куполом.

В основу исторических сведений о жизни Байдибека, о его времени и окружении положены родословные казахского народа, легенды и рассказы, сохранившиеся в народе, а также письменные источники известных исследователей Востока, ученых-этнографов Н. Аристова, Ш. Валиханова.

Из этих сведений следует, что Байдибек является предком племен Албан, Суан, Дулат, Сарыуйсун, Шапырашты, Ысты, Ошакты, образующих древнее родовое объединение Уйсун. В свое время он объединил кочевые племена, поднял на защиту земли и народа от вражеских нашествий. Он является крупной исторической личностью, мудрым полководцем.

Из родословных данных следует, что казахский народ образуется из 3-х великих объединений: Байшора, Жаншора, Карашора (по другим данным Акарыс, Бекарыс, Жанарыс).

Байдибек – старший сын Карашы, который считается сыном Аксакала, последний – сыном Уйсуна, который, в свою очередь, является сыном Бактияра, а тот происходит от Майкы (у него было много потомков), а тот – от Байшоры.

От старшей жены Байдибека, Сары, родился Сарыуйсун, от второй жены Зерип – Жалманбет, его сыновьями были Шапырашты, Ошакты, Ысты.

Самая крупная ветвь династии Байдибека – потомство младшей жены Нурилы, известной в этих краях под именем «Домалак ене» (по другим источникам она известна и как Бибимария или Бибиажар). От единственного ее сына Жарыкшака происходят дети Албан, Суан, Дулат.

В научных трудах и путевых заметках известного ученого, крупного этнографа Н. А. Аристова, совершившего путешествие в эти края во 2-ой половине XIX века, в произведениях талантливого сына казахского народа Шокана Валиханова находим мысли о большой роли, которую сыграли Албан, Суан, Дулат среди казахских племен, кочевавших в Жетысуских краях.

В древние времена враги увели много тысяч лошадей у племен, кочевавших вдоль Каратау. В погоне, которую организовал и возглавил Байдибек, с ним были шестеро сыновей от старшей жены Сары. По дороге, когда он вместе с воинами достиг жайлау в горах, в местечке Актобе к нему обратилась младшая жена, Нурила (Домалак ене), которая жила там у родника с сыном Жарыкшаком: "Байеке, если хочешь вернуть скот, не трудись напрасно. Саврасый жеребец остался у меня. И через шесть дней весь табун вернется обратно, лошади не дадут себя угнать, – и указала на строптивого жеребца, не знавшего узды. – Каким образом этот жеребец остался с тобой? – спросил бай. – Вражеские батыры попросили у меня испить водицы. Я им дала воды из родника. Тогда они спросили у меня, чего я желаю у них взамен. Я сказала: «Дайте, я сама выберу одну лошадь». «Пусть будет по-твоему», – сказал батыр. Нурила, сняв поясок, подошла к табуну и сказала: «Мох, мох, подойди ко мне животное». И только она это произнесла, как жеребец подошел к ней и наклонил голову для привязи. – Послушайте меня, если хотите, чтобы и люди, и скот были в сохранности, выполните мою просьбу, – умоляла и настаивала Нурила. И тогда Байдибек, которого обуяла месть, в гневе сказал: «Воины – не бабы, они не свернут с пути…».

Отряд Байдибека настиг вражеских налетчиков у перевала Куюк, где произошла ожесточенная схватка, в которой погибли все шестеро сыновей Байдибека. В большом горе и трауре он похоронил сыновей в местечке Молалы, на равнине Ушкарасай. Там и ныне стоит высокий курган, известный в народе как «Алты сары».

Пророчество Домалак ене помогло народу пережить горе. Через шесть дней саврасый жеребец, стоявший на привязи, неистово заржал. В тот же день с востока появилось облако пыли, сопровождаемое сильным гулом и топотом. Это был табун лошадей Байдибека, вернувшийся от вражеских налетчиков. Вот так находчивость Домалак ене помогла сделать то, чего не смогли сделать воины, – так повествует народное сказание.

Отзывы
5 / 0 отзывов
оставить отзыв
Смотрите также
5 / 1 отзыв
Святые места

Арыстан-Баб — известный религиозный мистик ХІІ века, легендарный святой, почитаемый в Центральной Азии, с его именем связано множество легенд.

5 / 4 отзыва
Святые места

Это памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз.

5 / 1 отзыв
Святые места

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный на юге Казахстана в городе Туркестане, - удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годов.

5 / 2 отзыва
Святые места

Мавзолей Домалак-Ана является уникальным архитектурным памятником Южного Казахстана. Памятник расположен в Южно-Казахстанской области, на южном склоне Каратау, в долине реки Балабоген.

0 / 0 отзывов
Святые места

Акмечеть (Белая мечеть) - ансамбль памятников имеющих не только историческое и художественное, но большое духовное значение.

0 / 0 отзывов
Святые места

Это место в Абайском районе известно всем, кто, отчаявшись продлить свой род, решился попросить об этом загадочные силы, притаившиеся в темных сумерках пещеры Коныр-Аулие.